Наши исполнители:
Юра Блинов
Юра Блинов

Шьямала Сурендран
Шьямала Сурендран

Захар
Захар

Виртуальный клуб

Краткий обзор событий осени-зимы 2006
(Записки из акустического подполья)

13.10.06 и 15.10.06
К сезону 2006-2007 «Арт-Акустика» предстала более, чем в прежнее время, подготовленной и снаряженной: появился сайт, декорация (так называемый задник) и некоторое цветное освещение. Немного запоздали с открытием сезона – не в сентябре, а в середине октября! – но на то была серьезная причина (организаторы находились в Индии, где знакомились с классическими видами искусств).
Первые два концерта сезона представили группы, которые можно, наверное, отнести к интеллектуальному течению в современной рок-музыке. Отличающиеся по стилистике, они объединены признаками, особо важными для нашего клуба: спокойная и серьезная (в меру) манера исполнения, внимательное отношение к текстам, вовлеченность всех музыкантов группы в создание общего звукового пространства песни. Группа «ТиксиПорт» («Соники Молля» в недавнем прошлом, и «Зеленые цепочки» в настоящем) неоднократно выступала в предыдущем сезоне и являла собой своеобразное «лицо клуба» в его авторско-песенной и рок- ипостасях. Их песни и музыка (мне особенно нравятся первого времени) настолько хороши, что на ум не приходит ни одна группа, которую они могли бы любить и слушать – это в смысле оригинальности и новизны, хотя, конечно, общие традиции чувствуются. Концерт смело можно назвать безупречным, а нововведение сезона – обязательное наличие в клубе чая и угощения – добавило теплоты  происходившему. «Время портит не всех» -- название программы; и это очень символично и показательно, а главное – справедливо, действительно, не всех! Пока у группы нет сайта, поэтому отсылаю всех заинтересовавшихся к разделу МР3, а также советую посетить их ближайший концерт.
А вот с группой «Солнечный блюз» (замечательной в своем роде и выступавшей один раз в прошлом сезоне) вышла некоторая промашка. Причина? А как вы думаете, дорогой читатель? Какая может быть причина для русских творческих людей на протяжении нескольких последних веков? Естественно, самый известный русский недуг. Несмотря на указанные во всех видах рекламы нашего клуба запреты на употребление алкоголя, часть членов группы (это, правда, не относится к солисту) и часть публики этот самый алкоголь употребила заранее, до прихода на концерт, продолжала употреблять на концерте, и, надо полагать, продолжила употреблять и после концерта. Господа рокеры! Если вы не можете выдержать 2 часа без, пожалуйста, обращайтесь в иные клубы, рюмочные и т.п. (Разгневанно): демо-записи артистов, не гарантирующих трезвости, не рассматриваются! (Строго): это также касается джин-тоников, пива и прочего,  что, по мнению некоторых, не является алкоголем. В качестве рекомендаций также можно посоветовать сайт notdrink.ru рокера Влада Ракитского, общество АА (анонимные алкоголики) и проч. Пожелание группе – избавиться от этой проблемы! Мы, однако, двинемся в нашем обзоре дальше.

21.10.06
Концерт и чайный вечер «Индийские инструменты и их звучание»
Заявленный в афише как мини-концерт, в процессе перерос совсем не в мини, и был сопровождаем рассказами о каждом инструменте. Характерная и редкая для Питера возможность услышать индийскую (и восточную вообще) музыку в исполнении русских  людей, вдобавок без идеологической нагрузки (в смысле -- без участия в семинарах, призывов вступать в те, или, наоборот, совсем иные движения и т.д.). Камерная атмосфера, внимание со стороны слушателей (не очень многочисленных, и в этом, возможно, также ценность происходящего) и живое общение – это, собственно, и есть цель для клуба. Вечер был представлен проектом «Рагадхара», пресс-релиз которого, думается, будет уместно здесь привести.

Проект «Рагадхара» был образован петербургскими музыкантами, использующими в своем творчестве восточные музыкальные инструменты и стремящимися следовать восточным музыкальным традициям. При этом не подразумевается досконального «академического» воспроизведения тех или иных традиционных музыкальных форм, но и не считаются приемлемыми простая стилизация, введение чисто декоративных, «экзотических» элементов, злоупотребление возросшим ныне интересом к этнической музыке. Речь идет скорее о восприятии восточной музыки западным музыкантом и бережном и внимательном обращении к ней. При этом внимание к определенным канонам должно сочетаться с возможностью импровизации и стремлением, по мере сил, донести этот музыкальный язык как для подготовленных слушателей, так и не имеющих такой подготовки.
Идея музыкального проекта (а не ансамбля с постоянным составом участников) на сегодняшний день наиболее полно выражает представления музыкантов «Рагадхары» о свободе творческого процесса; в различных концертах число участников и инструментов варьируется. Этот проект был образован в конце 2004 года музыкантами ансамбля импровизационной музыки «Сказка» и группы «Куджана». За прошедшее время «Рагадхара» участвовала в международном фестивале «Space of Soul»,  международном Хармсовском фестивале, выступала на площадках клуба «Арт-Акустика», клуба «Море чая», центра «Другой мир»; был произведен ряд записей.

4.11.06  
Ансамбль импровизационной музыки «Сказка» (ситар, гитары, гусли, домбра, скрипка, перкуссия). Программа «20 лет – импровизация № 345»

Как видно из названия, музыканты отметили круглую дату совместного творчества, причем дату впечатляющую. Вообще, в 2006 году в нашем городе мы неоднократно были свидетелями отмечания 10-, 20-, 30- и проч. –летия разными известными коллективами, которые, вполне естественно, проходили в огромных залах спортивного типа. Разрекламированные группы являют при этом тип мыльного пузыря: лет все больше, залы огромные, бюджет увеличивается, и все это растет, растет, растет… Все бы ничего, если бы и слушатель мало-помалу не втягивался в эту гигантоманию и не поддакивал подсказываемым деятелями шоу-бизнеса соображениям: мол, это востребовано, это нужно людям, раз они ходят и платят, это показатель профессионализма музыкантов и т.п. … Заметив, что динозавры вымерли потому, что были слишком большими, постараемся отметить альтернативу «Арт-Акустики» -- ценность происходящего не в количестве слушателей, не в размере бюджета, не в том, зарабатывают ли музыканты на жизнь музыкой или чем-то еще, а в самом музыкальном ПРОЦЕССЕ, в тайне ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ и ЗВУКОРОЖДЕНИЯ, возникающем между слушателями и исполнителями СОПРИКОСНОВЕНИИ и совместном удивлении МУЗЫКЕ.
Музыканты «Сказки» импровизируют в достаточно широком диапазоне, от почти классических гитарных композиций до блюзов и рок-н-роллов, от индийских раг до вполне авангардных вещей. Иногда этот коктейль может показаться слушателю слишком неожиданным, а лоскутное одеяло «Сказки» слишком пестрым, но это очень питерский коктейль, и это типично питерское одеяло!  А два-три десятка слушателей концерта, смею надеяться, не менее важны для общей музыкальной картины, чем две-три тысячи посетителей иных залов… Кое-что из «Сказки» можно найти в нашем МР3-разделе.

5.11.06
Вечер классической гитары. Сергей Сольнов и Юрий Киселев. Старинная и современная музыка для двух гитар

Видимо, в текущем сезоне концерты решили происходить в трех руслах: этнические, интеллектуальный рок-н-ролл и классика. И насколько приятной оказалась возможность слушать гитарную классику, не отправляясь в солидные заведения в вечернем костюме, слушать до и после чаепитий,  разговаривая с исполнителями!  Классика избавляется от некоторых довольно навязчивых ее атрибутов, и при этом не сводится к ресторанному развлечению. Очень надеемся на расширение круга слушателей этой серии концертов.

11.11.06
«Проект-11». День Р. в конце ноября
Продолжив волну отмечания дней рождений, поднятую «Сказкой», сыграл концерт и «Проект-11», тем более, что и числа даты тому благоприятствовали. К сожалению, из некогда 4-5-6-ти участников, концерт был представлен только дуэтом. Однако, «время портит не всех» -- вспоминая название программы «ТиксиПорта», смеем надеяться на то, чтобы отнести это и к этому вечеру. Вообще же, участники «Проекта», устав некогда от существовавших клубов и разочаровавшись в них, вполне логично решили, что если нет интересных для них клубов, следует создать свой. Действительно, это упрощает дело, если о своем собственном концерте надо договариваться с самим собой! Наряду с этим была предложена и концепция «клуба для музыкантов», то есть места, где музыканты могут поддерживать необходимую форму, не завися от входных сборов. Своего рода «искусство ради искусства», но это не должно было значить, что слушатели и посетители не приветствуются. Приветствуются, и весьма и тепло! Кстати сказать, почему многие из питерских кафе-баров-ресторанов, а также пивных гордо именуются клубами? У них нет устава или правил. У них нет членства. У них нет клубных карт, дающих скидку. Нет внятной концепции, нет стиля и атрибутов. Есть сцена и аппаратура. Есть безразличный к музыкантам персонал. Есть пьяная публика. Но наличие микрофона в любом питейном заведении еще не делает его клубом. Правда, согласно известной цитате, «народ заслуживает то правительство, которое у него есть», так, может быть, и петербургские музыканты заслуживают «клубы», имеющиеся в городе? Нет ли за ними прегрешений, из-за которых они должны скитаться по кругам нынешних «клубов»? Наверное, это станет ясно с течением времени… И заслуживает ли петербургская публика, а не музыканты, существующих заведений?...  «Арт-Акустика» -- это эксперимент в данной области, попытка синтезировать нечто новое (или, наоборот, некогда забытое), принципиально отличающееся от того, что являют собой остальные клубы.
«Проект-11» пытается соединить традиции ленинградской рок-акустики и world music, собственно это всегда лежало в поле зрения ленинградских-петербургских музыкантов… Несколько песен можно послушать в МР3-разделе, есть сайт (www.proekt11.narod.ru), который, правда, давно не обновлялся, но на нем много песен в МР3.

12.11.06
Проект «Рагадхара». Индийские классические раги и композиции
Этническая музыка, world music и соседние направления давно уже завоевали большую популярность на Западе. Волна недавнего большого подъема этой стилистики в Европе мало-помалу дошла и до Москвы, и, в совсем уже миниатюрном масштабе, до Петербурга. Карликовость этнической музыки Питера отчасти понятна: у нас нет значительных и разнообразных национальных диаспор, способных в числе прочих зрителей поддержать коллективы, использующие родные для них элементы. А существующим диаспорам, конечно же, не до world music – есть проблемы и посерьезней. Этническая (или говоря по-простому, фольклорная) тематика на почве Питера обрела явный кельтский уклон (без существования ирландских диаспор), и все бы ничего, если бы большинством это не стало постепенно ассоциироваться с неким весельем после нескольких кружек пива и соответствующими танцами. Наряду с «говнороком» появился некий «говнофолк». Безусловно, существовали и существуют коллективы, относящиеся к избранной стилистике вполне серьезно и вдумчиво, но общий ирландско-шотландский мэйнстрим на питерской почве представляется очередной вариацией на тему русских городских гулянок окраин и некоторой части как бы «продвинутого» студенчества. И говорить всерьез, относительно Европы, что у нас-де тоже свои «фолкеры» и т.д. и т.п., на мой взгляд, не приходится. Хотя музыканты Европейского уровня есть. Вот и «Арт-Акустика» решила несколько поколебать застоявшуюся этно-трясину Питера и показать, по возможности, что есть не только «кельты». Есть, в частности, индийское, и вообще, восточное, направление…
Проект «Рагадхара» планомерно проводит концерты, являя  редкую возможность знакомства вблизи с индийской классической (и полуклассической) музыкой и инструментами. Ситар, тампура, гитара (воспроизводящая звук вины), флейты, табла, мриданг, эдака –  вот те инструменты, очаровывающий звук которых можно было слышать в тот вечер. Это не только встреча Востока и Запада, это также мост между эпохами и звуковыми культурами мира.

25.11.06
Инструменталист Лаврентий Мганга (флейты Индии, Непала, арабской Африки). Программа «Поющий тростник»

Как и в предыдущем случае, это очень редкая возможность соприкоснуться с подобной музыкой: в Петербурге мест для нее почти нет. Флейтист Лаврентий сыграл замечательный концерт, и поэтому, без лишних комментариев, отсылаю всех заинтересованных на его сайт …..

26.11.06
Этноконцерт в двух частях:
Часть Первая: «Традиционная музыка исламского Востока». Александр Юров (уд).

В нашем обзоре достаточно часто встречаются (или могли бы встречаться) слова «уникальный», «редкий», «единственный», «замечательный». И приведенные эпитеты хотелось бы использовать вновь, поскольку они по праву относятся к состоявшемуся концерту. Александр Юров в городе более или менее известен, и его замечательный инструмент (иракскую лютню -- уд) можно слышать на нечастых этно-мероприятиях. Но ценности и уникальности это не умаляет, тем более что это «Восток» не рыночный, не туристический – а возможность серьезного и глубокого восприятия предполагает необходимость сосредоточения. И это сосредоточение ассоциируется у нас, к сожалению, с чем-то настолько редким и малопосещаемым, что и говорить об этом как о части музыкальной городской жизни не приходится. Однако сама по себе эта музыка настолько полна и самодостаточна, что и сожаления следует относить не к ней, и не к исполнителю, а только лишь к возможностям, пока что упускаемым как музыкальной городской средой, так и публикой…

Часть Вторая: «Традиционная музыка стран Европы» Алексей Кузьмин (гитара).

Вторая, европейская, часть концерта особенно интересно слушалась после первой, восточной: становятся яснее видимы как общие черты, так и различия. Кроме того, весьма примечательным фактом является то, что исполнение на акустической гитаре самой по себе (без электронных эффектов, ритмического и иного сопровождения, примочек, шоу, видео-арта и прочего) уже воспринимается как нечто редкое и даже почти необычное. Поэтому ориентир на простое, и, можно сказать, архетипичное звучание инструментов и возвращение к истокам, демонстрируемое музыкантами на этом концерте, следует признать весьма достойным, а само направление, как надеемся, будет продолжено клубом.

2.12.06
Петербургский квартет «Sforzando». Концерт из серии «OLD is GOLD» от Баха до Гленна Миллера.
Квартет (гитара, контрабас, аккордеон и скрипка) исполняет то, что принято именовать популярной классикой, и, к большому сожалению, последнее время этот жанр стал атрибутом неких презентаций, корпоративных вечеринок, ресторанных застолий и т.п. Тем приятнее и ценнее услышать подобный репертуар без наслоений немузыкального характера, так сказать, в очищенном виде. Уровень музыкантов действительно впечатляет, а потому хочется прорекламировать их сайт: www.sforzando.ru и пожелать всевозможных успехов. Этот концерт продолжил классическую серию клуба, которая, по сравнению с двумя другими культивируемыми направлениями (этническое и авторское) является, пока, наименее посещаемой. Однако, пока есть возможность, подобные концерты будут продолжаться…

9 декабря 2006
Театр-школа "ORIENT" и музыкальный клуб "Арт-Акустика"
представляют программу:
"Индийский танец: истории богов"
(5 стилей: бхаратанатьям, катхак, кучипуди, мохиниаттам, одисси)

Этот концерт индийских танцев объединил исполнителей различных традиционных стилей, показав характерные и многообразные особенности каждого из направлений. Обычно, когда мы говорим о танце, мы меньше всего подразумеваем такие понятия как «душа», «мироздание», «совершенствование», «Бог», «божественные отношения». Но этого нельзя сказать об индийских классических танцах, для тематики которых эти понятия оказываются центральными. Кроме того, если на Западе личность артиста обычно представляется объектом для концентрации зрительского внимания, и исполнитель разделен со зрителем некой невидимой и постоянной стеной, то на Востоке дела обстоят иначе. Исполнитель индийских танцев (как и представитель классических видов индийского искусства вообще) как бы вместе со зрителем смотрит за разворачивающимся действием, он оказывается как бы одним из зрителей, и меньше всего направляет внимание зрителей на свой характер, талант и т.п. Всеми средствами выражения чувства адресуются к главным темам того или иного произведения, включая как технические приемы, так и приемы, действующие на уровне интуиции (или откровения). Конечно, это идеальный случай, и не все современные исполнители (в том числе и индийские) следуют этому, но все они знают об этом. С этой точки зрения, в современном мире не столь важным оказывается, является ли исполнитель индийских танцев индийцем, или, как в случае нашего концерта, русским. Как видно из названия, танцы повествуют об историях богов, которые, как известно, национальностей не имеют…

Через неделю, 16.12.06, состоялось и своеобразное продолжение – концерт из серии «Запад встречает Восток»: от Ирландии до Индии. В программе  были представлены ирландские и бретонские танцы, фламенко и индийский классический танец в стиле Бхаратанатьям. Смог ли встретиться Запад с Востоком, и на каком языке им следует вести диалог – судить зрителю…

23.12.06 Этно-вечер «Рождество в Арт-Акустике»
2006-ой год завершился «Этно-Рождеством», в концерте принимали участие Дионисий (гусли), проект «Рагадхара» и Лаврентий Мганга, а неконцертная программа являла собой немалое угощение и чаепитие. Дополнительным праздничным фактором явился бесплатный вход и бесплатный же доступ к угощениям… Я думаю, что празднику, если он удался, комментарии, наверное, не нужны… Редкий оазис и редкое событие…

Александр,
один из организаторов «Арт-Акустики».

 


Контактный телефон: 355-24-70. 


Новости

Добавлен обзор событий осени-зимы 2006 на старанице "Виртуальный клуб"

© 2006, АРТ-АКУСТИКА, E-mail: art-acoustica@yandex.ru
Афиша Адрес Главная Архив МР3 Ссылки
Используются технологии uCoz